Колесотокарные станки предназначены дляобточки колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта: вагонов,локомотивов, электровозов и тепловозов. На оборудовании этого типа производятобточку цельнокатаных и бандажированных колес по профилю катания, гребню ивнутреннему торцу при изготовлении новых и восстановлении изношенных в процессеэксплуатации колесных пар. Колесотокарные станки первого поколения могут обрабатывать не толькоколеса, но и оси колесных пар, а также тормозные диски любого расположения. Дляэтого колесотокарный станок имеет две системы суппортов. Для тяжелых режимовобработки предусмотрено крепление инструмента непосредственно на верхнихсалазках суппорта. Обработка зон, расположенных ближе к центру колеса,выполнялась выдвижным резцедержателем. Оборудование новых модификаций позволяют вести обточку колес без снятиябуксовых подшипников, а также обрабатывать шейки осей и посадочные места подопорно-осевые подшипники. Возможна также обработка осей колесных пар приограниченных требованиях к чистоте обработки. Посадочную поверхность колесногоцентра под бандаж обрабатывают специальным инструментом из резиноподобногоэластичного материала для обеспечения требуемой шероховатости.
Обточку изношенных колесных пар без выкаткииз-под тележек локомотива, вагона, тепловоза или электровоза ведут наподрельсовых колесотокарных станках с приводом от тягового электродвигателянепосредственно через ведомое зубчатое колесо тягового редуктора, расположенноена оси колёсной пары. В этом случае колесная пара разгружается от весаподвижного состава и приподнимается над рельсами.